В издательстве «Восточная литература» под грифом Института востоковедения РАН вышла монография П.И. Тахнаевой «Аргвани. Мир ушедших столетий: исторический портрет сельской общины Нагорного Дагестана».

В книге представлена история дагестанского джамаата Аргвани со времен средневековья до 30-х годов XX века. На основе изучения материалов из частных и краеведческих собраний, Центрального государственного архива Республики Дагестан, Военно-исторического архива, Центрального исторического архива Грузии, Рукописного фонда Института истории, археологии, этнографии ДНЦ РАН, Архива УФСБ по РД автор через судьбу одной сельской общины прослеживает историю Нагорного Дагестана вплоть до начала советской модернизации, открывшей совершенно новый этап в жизни не только Аргвани, но и всего Дагестана и России. Среди изученных автором источников выделяется средневековая хроника «Сказание об Аргвани», повествующая об основании селения мухаджирами из Сирии (Шама). Подробно освещена эпоха кавказских войн XIX в., одна из ключевых тем в культурной памяти Аргвани, Гумбета и всего Северного Кавказа.

Сельские истории Дагестана

Кто из кавказоведов не знает крылатого выражения средневекового путешественника ал-Мас‘уди, назвавшего Восточный Кавказ «горой языков»? Еще в Х в. арабский историк и географ был потрясен мозаикой горского общества и открывшимся ему в небольшом Дагестане бескрайним полем для научных изысканий. В своем прошлом и настоящем этот горный край действительно представляет исключительные возможности для изучения этноязыкового многообразия региона. Но это далеко не все, чем он интересен для ученого. Нагорный Дагестан — это еще и древняя страна селений, игравших здесь в средневековье и новое время до установления российского владычества, по словам известного востоковеда Амри Шихсаидова, роль городов — социально-политических и культурных центров горцев.

Урбанизация советского времени создала на месте бывших крепостей Кавказской линии на южных рубежах Российской империи современные мегаполисы и лишила село его былого значения. В то же время дагестанские селения остались хранителями горских традиций. Это бесценные свидетели перемен, которые испытало дагестанское общество под российским и советским владычеством. Здесь сохранились уникальные рукописные коллекции. За последние двадцать-тридцать лет археографические экспедиции под руководством профессора Шихсаидова обнаружили в дагестанских селениях нескольких сотен частных и мечетных собраний арабских рукописей X—XX вв. Такого числа рукописей не сохранилось даже на Арабском Востоке. Что же говорить о библиотеках краеведов, которых здесь на порядок больше и которые еще не привлекали внимания историков-русистов. Одно из немногих исключений — сделанная на их материалах работа дагестанского историка Патимат Тахнаевой, которая представлена на суд читателей.

Дагестанские селения — не просто памятники этнографии и культуры горного края. Для историка они любопытны прежде всего особенностями своей общественной организации. Ко времени прихода на Кавказ Российской империи основной социальной ячейкой общества горцев Дагестана была сельская община, джамаат. Общины образовывали военно-политические союзы, называвшиеся первыми русскими и европейскими наблюдателями «республиками» и «вольными обществами». Отдельные союзы послужили основой диалектальных и этнокультурных групп дагестанских народов. Например, Аргвани, которому посвящена книга, входило в одну из северных конфедераций аварских селений Бакълъулал, более известную под кумыкским именем Гумбет. Некоторые из союзов общин подчинялись власти наследной мусульманской знати, возводившей свое происхождение к арабским гази, пришедшим на Кавказ из ранее исламизированной Сирии. При этом в основе крупнейших феодальных владений XVIII—XIX вв. — Тарковского шамхальства, Аварского нуцальства, Казикумухского, Мехтулинского и Кюринского ханств, Кайтагского уцмийства, Табасаранского майсумства и казията, Елисуйского султанства — лежали опять же союзы общин-джамаатов. Имамат Горного Дагестана и Чечни, более четверти столетия сопротивлявшийся установлению власти империи на Кавказе, представлял собой объединение джамаатов, прежде всего конфедераций Хиндалал (Койсубу), Гумбета и Анди в Северном и Среднем Дагестане.

Под властью имама Шамиля началось преобразование сельской общины, завершенное уже после Кавказской войны в ходе административных и судебных реформ в Дагестанской области 1860—1890 гг. Пореформенные сельские общества послужили основой раннего советского колхозного строительства. Не только дореформенная община, но и институты, созданные в ней в ходе преобразований нового и новейшего времени, более не существуют. Последним (после распада Советского Союза) исчезло ненадолго пережившее его советско-колхозное село.

В то же время среди ученых (да и политиков) не прекращаются споры об историческом значении сельской общины, начавшиеся более столетия тому назад с установлением российского владычества над Кавказским краем. Знаменитый дореволюционный социолог Максим Ковалевский нашел в современном ему дагестанском джамаате XIX столетия реликт первобытной родовой общины. Его работы об общине и сельском обычае на Кавказе и в Дагестане, вышедшие в конце XIX и начале ХХ века на русском и французском языках, повлияли на общее развитие теории общественных наук в Западной Европе и России не меньше, чем, скажем, теория сегментарных архаичных обществ классика французской социологии Эмиля Дюркгейма, построенная на аналогичных материалах о горцах колониального Алжира. Теорию сельской общины горцев на новую ступень поднял современный дагестанский этнограф Мамайхан Агларов, книга которого стала классикой (Агларов М.А. «Сельская община в Нагорном Дагестане XVII — начале XIX в.», М., 1988). Он видит аналог дагестанскому джамаату в полисах античности — древнегреческих городах-государствах. В целом историческая этнография селений Дагестана внесла немалый вклад в разработку теории общины на Кавказе и в мире.

22 июля 2012 г.

«Аргвани. Мир ушедших столетий»

Главные новости
24 апреля 2015 г.
В культурно-досуговом центре с. Новое Аргвани Гумбетовского района состоялся вечер, посвященный Году литературы с приглашением поэтессы Патимат Ахмедибировой и  редактора газет  «Гумбет», поэта  Гамзата Изудинова ...
15 апреля 2015 г.
В Ново Аргванинском детском садике прошёл конкурс среди малышей по знаниям основ религии - Ислам. Для участия в конкурсе все дети были  одеты в одинаковую исламскую форму. Для оценки знаний конкурсантов в жюри были приглашены имамы ...
1 октября 2013 г.
В селении Ново-Аргвани Гумбетовского района состоялось открытие медресе. К этому событию в селе приурочили маджлис алимов. Поздравить сельчан с этим радостным событием пришло много гостей. Среди них заместитель главы Гумбетовского района ...
22 декабря 2012 г.
В преддверии Дня энергетика в селе Аргвани Гумбетовского района состоялся финал республиканского турнира по волейболу на призы Председателя Правления крупнейшей гидрогенерирующей компании России Евгения Дода ...
12 июля 2012 г.
Издательство «Восточная литература» выпустило в свет книгу Патимат Тахнаевой «Аргвани. Мир ушедших столетий». В данной книге описана история джамаата села Аргвани Гумбетовского района со времен средневековья и до 30-х годов ХХ века ...